парциальная программа по кружку Ялкан

Бельды Виктория Юрьевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
" Детский сад п. Синда"

Утверждаю
Заведующий МКДОУ
Е. Г. Бельды_________
Утверждена
Педагогическим советом
Протокол №___________
От «___»_____________г

Парциальная программа
по декоративно-прикладному искусству
для детей 5-6 лет, 1 год обучения

Модифицированная
На основе типовой программы
«Культура, быт и национальные
Традиции народов России»
Загладихиной Х.Т.
Воспитателем Бельды В.Ю.

п. Синда
2019

Бельды Виктория Юрьевна

Пояснительная записка
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М.И. Калинин

Народное искусство – одно из мощных средств эстетического воспитания
– помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать
детей прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Культуру России невозможно себе представить без народного
искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни нашего
народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности,
художественные вкусы и является частью его истории.
Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их
эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания,
оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам
взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту
окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир
детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во
всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А
значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –
подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка,
ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и
творчества.
Программный материал рассчитан на 1 год обучения для детей
дошкольного возраста (1 раз в неделю по 30 минут).

Бельды Виктория Юрьевна

Актуальность парциальной образовательной программы
Направленность Программы
Парциальная программа по декоративно-прикладному искусству имеет
художественно-эстетическую направленность и предполагает развитие у
дошкольников

художественно-творческих

способностей

в

процессе

ознакомления с различными изделиями национальных художественных
промыслов, знакомства с орнаментом и самостоятельным созданием работ.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с
использованием орнаментации аппликации и рисования является наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей. Занимаясь
изобразительным искусством, ребенок не только овладевает практическими
навыками художника и дизайнера, не только осуществляет творческие
замыслы, и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает
способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и
воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Освоение как можно большего числа разнообразных орнаментов позволяет
обогащать внутренний мир малыша.
Содержание программы направленно на то, чтобы жизнь ребенка была
насыщена различными проявлениями искусства.
Все занятия носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием декоративно-прикладного искусства
по этой программе:
 Развивает уверенность в своих силах .
 Способствует снятию детских страхов.
 Учит детей свободно выражать свой замысел.
 Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
 Развивает мелкую моторику рук.
 Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается
уверенность в своих творческих возможностях.

Бельды Виктория Юрьевна

Цель программы:
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка
через народное декоративно-прикладное искусство.
Программные задачи:

 Приобщать детей к народному декоративно-прикладному искусству
народностей Приамурья;
 Воспитывать у детей чувства прекрасного при помощи культурных
традиций;
 Развивать образное восприятие, эстетические чувства;
 Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку
вносить элементы прекрасного в жизнь.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности,
контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в
обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его
повторности, построения программного материала от простого к
сложному, наглядности.

Принципы

и

подходы,

осуществляемые

в

процессе

реализации программы
- осуществление образовательного процесса на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка – при выборе различных орнаментов, при
котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования.
- содействие и сотрудничество

детей и

взрослых, образовательных

отношений в процессе приобщения детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
- формирование образовательных интересов, действий, инициативы детей в
различных видах деятельности (рисование, аппликация, изготовление
куколок).

Бельды Виктория Юрьевна

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований методов возрасту и особенностям развития) .
Образовательная деятельность по программе основывается на следующих
ключевых подходах:
- системно-деятельностном подходе, обусловливающем способность и
готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в
различных социально-значимых ситуациях.
- культурологическом подходе направленном на формирование творческой
личности, способной создавать материальные и духовные ценности.
Возрастные особенности детей старшей группы
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования и аппликации. В течение года дети способны создать до
двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию:
это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и
иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой
схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и
динамичные

отношения.

Рисунки

приобретают

сюжетный

характер;

достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с
небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение
человека становится более детализированным и пропорциональным. По
рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном
состоянии изображенного человека.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения

предметов;

представления

детей

систематизируются.

Дети

различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Однако дети могут испытывать трудности при анализе

Бельды Виктория Юрьевна

пространственного

положения

объектов,

если

сталкиваются

с

несоответствием формы и их пространственного расположения
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста
парциальной программы.
Реализация парциальной

программы будет способствовать достижению

следующих результатов.
Ребенок:
- к концу обучения ребенок умеет составлять композицию с помощью
орнамента;
- изготавливает простую игрушку – куколку из картона или цветной
бумаги;
- знает о растительном и животном мире Дальнего Востока, о народных
промыслах, играх, утвари;
- овладевает самостоятельной творческой деятельностью;
- развивается фантазия, творчество, воображение, мелкая моторика руки;
- сформированы умения видеть и воспринимать красоту окружающего
мира.

Тематический план
1 год обучения
№

Название темы

1.
2.
3.
4.
5.

Вводное занятие
Нанайский орнамент
Игрушки
Вышивка. Одежда и обувь
Ознакомление с растениями и
животными Дальнего Востока
Знакомство с народным промыслом
Нанайские сказки
Знакомство с фольклором
Итоговое занятие
Итого

6.
7.
8.
9.

Количество занятий
теория практика всего
1
1
1
3
4
1
2
3
1
4
5
1
4
5
3
2
4
14

1
2
5
1
22

4
4
9
1
36

Бельды Виктория Юрьевна

Содержание программы
Вводное занятие (1)
- Знакомство с нанайским декоративно-прикладным искусством.
Нанайский орнамент (4)
- рассказ об искусстве народов Приамурья
- Знакомство детей с орнаментом, его видами
- рисование узоров по шаблонам
- аппликация по образцу и замыслу.
Игрушки (3)
- Беседа о детских игрушках нанайцев
- изготовление простых кукол из картона
- украшение мячика (рисование)
Вышивка. Одежда и обувь (5)
- беседа с детьми о национальной вышивке
- рассматривание изделий (халатов, обуви)
- украшение халатиков по шаблонам
- украшение обуви орнаментами по шаблонам
- украшение рукавичек.
Ознакомление с растениями и животными Дальнего Востока (5)
- беседа с детьми, рассматривание фотографий, иллюстраций растений
и животных, обитающих на Дальнем Востоке
- аппликация «Дары Амура»
- рисование по шаблонам рыбок
- рисование птичек по шаблонам

Бельды Виктория Юрьевна

- аппликация «Бабочки»
Знакомство с народным промыслом (3)
- Экскурсия в музей сельской библиотеки и мини-музей ДОУ
- беседа о народных промыслах
- знакомство с изделиями из бересты, камыша, дерева.
Нанайские сказки (4)
- чтение сказки «Айога»
- чтение сказки «Опоздавшая черепаха»
- обыгрывание сказки «Храбрый Азмун»
- рисование на свободную тему по прочитанным сказкам.
Знакомство с фольклором (9)
- беседа с детьми по ознакомлению с фольклором
- слушание нанайских песен
- просмотр видеофильмов
- разучивание песни «Эх, лингдангданя»
- разучивание несложных танцевальных движений
- знакомство с игрой «Томякан»
- знакомство с обрядами
- разучивание песни «Андаха эктэни дидэмэ»
- знакомство с поговорками
- прослушивание песен на аудио
Итоговое занятие (1)
Выставка детских работ.

Бельды Виктория Юрьевна

Особенности методики обучения
Занятия проводятся в основном чередованием беседы с практическими
занятиями. Лучше всего на одном занятии соединять рассказ с элементами
игры и практическим изготовлением аппликаций, орнаментом или
рисование на свободную тему. Диалог педагога и детей создаёт
обстановку раскованности, они учатся мыслить, говорить, понимать
истинно красивое и приобщаться к нему.
Некоторые занятия по искусству могут проходить в форме
своеобразной игры, предусматривающей определённые соревновательные
моменты: кто из детей назовёт большое количество предметов охоты,
рыбной ловли, традиционной посуды, одежды, головных уборов, обуви и
т.п.
Условия реализации программы
Необходим наглядный и дидактический материал: одежда, утварь,
украшения и др., библиотека произведений писателей, иллюстративный
материал, раздаточный материал, фонотека для слушания музыки.
Планируемые результаты
К концу обучения ребенок умеет составлять композицию с помощью
орнамента, изготавливает простую игрушку – куколку из картона или
цветной бумаги.
Знает о растительном и животном мире Дальнего Востока, о народных
промыслах, играх, утвари.
Оценка результатов обучения детей
В целях контроля и оценки результативности занятий проводится
диагностика на усвоение программного материала.
Итоговый контроль
Осуществляется в форме выставок, собеседования, участие в концертах
и мероприятиях по плану.
. Способы, методы и формы реализации программы:

Бельды Виктория Юрьевна

- рассказ педагога, рассказ экскурсовода в музее;
- наглядный метод;
- беседа;
- наблюдение;
- практический метод.

Организационный раздел
Материалы и инструменты.
1. Бумага различных видов (писчая, картон, ватман, цветная бумага);
2. Карандаши простые;
3. Ластик;
4. Ножницы
5. Клей ПВА;
6. Кисти для клея;
11. Нитка с иголкой;
12. Клеенка;
13. Коробка для обрезков;
Методические рекомендации по использованию программы
Предлагаемые методические рекомендации предназначены для оказания
помощи при обучении дошкольников и являются дополнением к программе.
Работа по реализации поставленных целей и задач данной программы
предусматривает:
 Ознакомление
дошкольников
с
историческим,
культурным,
национальным, природно-экологическим своеобразием декоративноприкладного искусства нанайского народа через беседы, занятия по
развитию речи, музейные уроки.
 Осуществление деятельностного подхода к приобщению детей к
декоративно-прикладному искусству, т.е. предоставление детям
выбора той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои
чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра,
составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, вырезка,
рисование, проведение экскурсии в мини- музей).
 Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая
способствовала бы реализации творческих замыслов, развитию
творческих способностей личности ребенка на основе народного
декоративно-прикладного искусства с опорой на краеведческий

Бельды Виктория Юрьевна

материал (музей народной игрушки, мини-музей национального быта
нанайцев, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор и
др.), позволила бы удовлетворить потребность в познании
окружающего мира.
 Организация кружковой работы по обучению детей навыкам работы с
элементами национальной вышивки и вырезки.
 Привлечение к работе по обучению детей родителей, бабушек и
дедушек.
 Организация
практической работы по ознакомлению детей с
декоративно-прикладным искусством нанайцев для изготовления
сувенирной продукции из бумаги и т.п.
Условиями, которые обеспечивают наибольшую эффективность и
способствуют достижению высоких результатов, являются:
 Знание педагогом специфики декоративно-прикладного искусства,
увлечение педагогом каким-либо видом народного промысла.
 Понимание коллектива детского сада и родителей в необходимости
проведения такой работы;
 Привлечение мастеров ДПИ, проживающих в селе к совместной
деятельности;
 Поисково-исследовательская деятельность педагогического коллектива
совместно с родителями детей (сбор и обработка поисковых
материалов по истории и культуре нанайского народа);
 Поощрение самовыражения и самостоятельности детей в изготовлении
творческих работ.
Прежде чем приступить к реализации данного проекта необходимо
изучить историческое и культурное наследие народа, изучить материальную
базу, проанализировать все имеющиеся программы по декоративноприкладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей.
Также для реализации программы необходимы
союзники, которые
поддерживали бы педагога, осуществляющего реализацию программы, в
союзники лучше брать людей, которые непосредственно связаны с
декоративно-прикладным искусством (родителей, бабушек и дедушек народных мастеров, руководителей кружков декоративно-прикладного
искусства).
Кроме этого изучить литературу, необходимую по данной программе.
Кроме предлагаемого списка литературы не исключается возможность
использования других методических пособий и дидактических материалов.
Изготовить совместно со старшими детьми, а также с родителями
учебно-наглядные пособия и дидактический материал, кроме этого

Бельды Виктория Юрьевна

необходимо материально-техническое обеспечение (в ДОУ должна быть
швейная машинка, ткань, нитки, иглы, картон, цветная бумага, клей,
ножницы и другой материал для каждого ребенка).
Обязательным
условием
является
соблюдение
санитарногигиенических требований. Особое внимание обращается на осанку ребенка
во время выполнения работы, освещенность зоны, умение выполнять правила
пользования ножницами, иглой и другими опасными предметами, количество
детей работающих за одним столом. Особое внимание уделяется умению
поддерживать порядок и чистоту на рабочих местах, а также тому, какой
период времени дети находятся на стульях, постоянно рекомендуется
проводить физминутки, другие подвижные игры, разминку.
Ознакомление дошкольников с
декоративно-прикладным искусством
нанайцев, с обычаями и традициями нанайского народа должно стать
стержнем, вокруг которого интегрируются все виды образовательной
деятельности.
В работе используются различные виды детской деятельности:
 Дидактические игры, моделируемые педагогом вместе с детьми
(«Найди лишнее», «Что изменилось?», «Узнай элементы узора»,
«Найди пару», «Составь узор», «Разрезные картинки»);
 Изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать
познаваемое, отобразить свое видение образов (рисование узоров,
разукрашивание орнаментов, вырезка и составление аппликаций,
лепка);
 Игры-драматизации («Гормахон (Зайка) с Акоан (куклой) весело
пляшут», «Гормахокансал (Зайки) и Солисал (лисы)» и др.)
 Игровые развлечения («Сами с усами», Игра-путешествие «В
страну народных орнаментов», эстафета «Твори, выдумывай,
пробуй!», «Игровая мозаика» ).
 Учебная деятельность (теоретические и практические занятия,
комплексные занятия по развитию речи, изобразительному
искусству, физической культуре и др.)
 Экскурсии, музейные уроки, встречи с носителями национальной
культуры и т.п.
Преобладающим
видом
деятельности
является,
конечно,
художественно-эстетическая, но развитие художественно-творческих
способностей неразрывно связано и с другими видами деятельности.
Основное внимание должно уделяться работе с семьей, поскольку
приобщение к национальному декоративно-прикладному искусству должно,

Бельды Виктория Юрьевна

прежде всего, закладываться в семье, где ребенок впервые знакомится с
образцами национального декоративно-прикладного искусства, оставшиеся
по наследству от бабушек и прабабушек, и где он учится бережно относиться
к таким вещам и к историческому прошлому народа, где родители приучают
ребенка видеть прекрасное, красивое и в природе, и в быту.
Прежде чем приступить к реализации данной программы необходимо
провести следующую работу:
 на подготовительном этапе :
 изучить состояние работы по национальному декоративноприкладному искусству в дошкольном образовательном учреждении.
 Изучить и подобрать методическую литературу по данному вопросу
 Выбрать цели и задачи, а также средства реализации приемлемые к
данному детскому саду.
 На этапе организации совместной деятельности с дошкольниками:
 На занятиях по родному языку и декоративно-прикладному искусству
даются представления о народном декоративно-прикладном искусстве,
об особенностях народных промыслов.
 Проводятся беседы с демонстрацией работ декоративно-прикладного
искусства мастеров ДПИ Приамурья в виде иллюстраций, фотографий,
оригиналов.
 Накапливается методическая копилка по традиционной материальной
культуре нанайцев, декоративно-прикладному искусству и т.п.
 Выставляются работы детей на различных мероприятиях.
 На этапе подведения итогов:
 Проводится анкетирование и собеседование, в ходе которого были
выявлены заинтересованность детей и родителей.
 Выставляются работы детей кружка ДПИ в детском саду.
 Выявляется, насколько
привлекаются родители к работе по
приобщению детей к национальной культуре. Работа по приобщению
родителей обязательно должна быть скорректирована.
 Выявляются ожидаемые результаты у детей, к примеру, как дети

умеют подбирать цвета в орнаменте

умеют вырезать орнаменты по различным контурам

имеют представления о народных промыслах

гордятся своими родителями и земляками

имеют представления о народном декоративно-прикладном
искусстве и об особенностях народных промыслов.

Бельды Виктория Юрьевна

Список используемой литературы:
1. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и
Дальнего Востока. Сост. Т.Б.Митлянская. М - 1983.
2. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском
саду. - М. 1982.
3. Краски земли Дерсу.
4. «Культура, быт и национальные традиции народов России».
Загладихиной Х.Т.
5. Н.В.Ермолаева. Эстетическое воспитание дошкольников через
декоративно - прикладное искусство. 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».